Диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день. С помощью специальных тестов мы можем понять, какая обстановка царит в семье и как это отражается на хрупкой личности ребенка.
Картотека методик для диагностики детско-родительских отношений
Семья - это определенная социальная группа, структуру которой составляют супруги и их дети, между которыми существуют определенные взаимоотношения. Для ребенка семья - это среда его физического, эмоционального, интеллектуального, психического и социального развития. Это самая первая среда, в которой удовлетворяются все потребности ребенка. В структуре семьи существуют определенные взаимоотношения, которые определяются субъективным чувством связи между членами семьи, и объективно выражаются через поведение и взаимовлияние в общении и быту. Внутрисемейные отношения формируют психологический климат семьи - эмоциональный настрой и атмосферу, отражающий общие переживания, мировоззренческие позиции, отношение к жизни.
Традиционно, главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается.
В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них — самопознанию и самооценке. Исследование детско-родительских отношений строится вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействий с ребенком.