Появившийся в году в СССР тепловоз стал как экономически выгодной заменой устаревшим низкоэффективным паровозам , так и дополнением появившимся в то же время электровозам , требующим существенных дополнительных затрат на электрификацию пути и рентабельным поэтому на магистралях со сравнительно большим грузо- и пассажиропотоком. За прошедший век в конструкции тепловоза было опробовано и внедрено множество усовершенствований : возросла мощность двигателя с нескольких сотен лошадиных сил до шести — двенадцати тысяч ТЭП80 , 4ТЭ10С и выше, на разных типах тепловозов используются различные способы передачи энергии двигателя на движущие колёсные пары , значительно возросло удобство управления и обслуживания тепловоза, снизились выбросы в атмосферу. Тепловозы строятся и используются во всём мире. Дизельный двигатель тепловоза преобразует химическую энергию сгорания жидкого топлива или горючего газа в газотепловозах в механическую энергию вращения коленчатого вала , от которого момент вращения, преобразуясь тяговой передачей , передаётся ведущим колёсным парам.
Полезные статьи
Руководства по эксплуатации и обслуживанию. В руководствах изложены основные правила по эксплуатации и обслуживанию тепловозов, агрегатов и узлов, а также основные технические характеристики как тепловозов и дизелей, так и электрической аппаратуры. Даны указания о подготовке тепловозов к работе, описан порядок экипировки, уход за локомотивом в пути следования, применяемые сорта топлива и смазок. Освещены особенности работы тепловозов в зимний период, консервация узлов и порядок подготовки локомотива к отставлению в запас.
Первый опытный образец тепловоза ТГМ4А был изготовлен в г , тепловоза ТГМ4 - в г Серийное изготовление этих тепловозов началось в г, продолжалось весь период гг и после него Основным отличием тепловозов ТГМ4А от тепловозов ТГМ4 является уменьшенный сцепной вес. Кузов и тележки тепловоза ТГМ4 рис и выполнены по типу кузова и тележек тепловозов ТГМЗ последних выпусков с сохране нием всех основных размеров, в том числе и диаметра колес. Этот агрегат применяется также на тепловозах 2ТЭ10Л см.
Неотъемлемой частью в общей системе функционирования тепловоза лежит система, которая представляет собой набор гидравлических машин, посредством которых энергия передаётся от ведущего компонента трансмиссии к ведомому. Гидропередача тепловоза бывает нескольких видов, в их основе заложен различный принцип функционирования:. Конструкция каждого отдельного агрегата состоит из комплекса запчастей и деталей. Так, например, ГМ укомплектована центробежным насосом и лопаточной машиной, внутри которой кинетическая энергия трансформируется в механическую работу на валу. Оба эти элемента оснащены подвижными колёсами, у которых одинаковый вращающий момент.