С раннехристианского периода пространство христианских храмов принято украшать иконами и настенной живописью. В искусстве Византии была разработана стройная система построения росписи, имеющая важнейшее значение для церковного искусства Православной церкви и по сей день. Росписи интерьеров византийских храмов , в отличие от [ источник не указан дней ] раннехристианских церквей и соборов средневековой Европы, не могут рассматриваться просто как набор обособленных изображений икон или же простой повествовательный цикл «Библия для неграмотных» по выражению св. Григория Великого [1].
Русский крестово-купольный храм, его конструкция и символика
Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды , а над центральной ячейкой, на подпружных арках , возвышается барабан с куполом. На смену древнейшим христианским храмам, строившимся в виде базилик , начиная с V века стали появляться центрические церкви, увенчанные куполом. Ранее центрические постройки разнообразных форм круглые, граненые, крестообразные и др. Самый известный мартирий — ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме.
Во-первых, метафорический язык раннего церковного искусства не всегда допускал прямые изображения священных Лиц и событий, даже после образования империи Константина Великого, когда христианство стало официальной религией. Принятые в раннехристианском искусстве символы-иносказания, такие как Добрый Пастырь, Агнец и другие аллегории Христа, скрывающие от непосвященных тайный смысл вероучения, широко использовались в храмовой декорации и позднее, хотя насущная необходимость в прекровенном изображении христианских образов отпала. Во-вторых от ранневизантийского периода до нашего времени дошло не так много купольных сооружений церкви св.
Конёнкова провела семинар по теме «Крестово-купольный храм как духовно-нравственный символ» для студентов вуза. Изучение символики храмовой архитектуры является одной из важных и не до конца разработанных тем. Особенно это касается архитектуры христианских храмов. На семинаре было рассмотрено символическое значение архитектуры раннехристианских базилик — первых храмовых построек IV в. Однако, базиликальные формы не соответствовали в достаточной мере основным богословским и нравственным положениям христианства.