Отклонения органов управления определяются по отношению к корпусу ЛА, поэтому управляющие силы и моменты удобно задавать в системе координат, связанной с корпусом. Начало такой системы координат совпадает с центром масс ЛА, продольная ось Ох направлена по продольной оси аппарата. Нормальная ось 0у направлена в плоскости симметрии или плоскости стабилизаторов 1-Ш, а поперечная ось Од замыкает правую прямоугольную систему координат рис. Если стабилизаторы отсутствуют, то ось Оу направляется в плоскости 1-Ш рулей или некоторой другой плоскости, фиксированной с помощью меток относительно корпуса ЛА.
Системы координат
Наибольшее применение в аэродинамике имеют декартовые прямоугольные системы координат: скоростная и связанная рис. Начало обеих систем координат помещают в центр тяжести тела. Скоростная система координат ориентирована следующим образом: ось всегда считается направленной вдоль вектора скорости центра тяжести , ось расположена в вертикальной плоскости и направлена вверх, ось замыкает эту систему, образуя правую систему координат. При экспериментальных исследованиях в АДТ, когда ЛА или его модель неподвижен, а на него набегает газовый поток, мы имеем дело с обращенным движением.
Рассматриваютс различные взаимосвязанные системы координат, используемые при аэродинамических расчетах. Чаще всего используются следующие системы координат: Связанная Скоростная Нормальная Траекторная. Начало этой системы совпадает с центром масс самолета.
Термины, определения и обозначения. Aircraft dynamics in atmosphere. Terms, definitions and symbols. N срок введения установлен с